БЛЕСНУВ в фильме «Гардемарины,
вперед!» в роли красавицы Анастасии
Ягужинской, Татьяна Лютаева уехала
из России в Литву. Но спустя 13 лет
вернулась. И не одна, а с дочкой Агнией
и сыном Домиником. В прошлом году
уже Агния блеснула на российском
киноэкране. Как и мама, она тоже
играла Анастасию.
— ВАШИМ мастером во ВГИКе был
Алексей Баталов. Нередко известные
актеры лишь формально числятся
педагогами, а со студентами занимаются
другие учителя. Алексей Баталов
находил время для студентов?
— Алексей Владимирович очень
добросовестный и ответственный
человек. И если уж он взялся
преподавать, то отдается этому делу
полностью. Баталова было потрясающе
интересно слушать, он —
замечательный лектор. В детстве
Алексею Владимировичу
посчастливилось пообщаться и с Анной
Ахматовой, и с Фаиной Раневской, и со
многими другими теперь уже
легендарными личностями. Его мать —
актриса МХАТа Нина Ольшевская,
отчим — писатель-сатирик Виктор
Ардов. Семья жила в «писательском»
доме в окружении знаменитых
литераторов. Естественно, мы,
студенты, слушали лекции Баталова,
открыв рты.
Помню, я как-то пришла на занятие по
мастерству, а конспекты забыла дома.
И что вы думаете? Алексей
Владимирович посадил меня в свою
«Волгу» и повез в общежитие за
тетрадкой. Баталов всегда был
понимающим преподавателем. Но при
этом строгим. В день смерти Брежнева
весь ВГИК разбежался по домам. «Что
случилось? Почему никого нет?» —
спросил у нас Алексей Владимирович.
«Леонид Ильич умер», — говорим мы.
«Царствие ему небесное. Но почему
надо отменять занятия?» И мы
единственные во всем институте в тот
день занимались до 11 часов вечера.
Как-то всем курсом мы устроили
пикник на даче у Алексея
Владимировича. Жарили на костре
сосиски, танцевали, выпивали вино,
общались. А потом все дружно
отправились в Москву на электричке.
Я на всю жизнь запомнила ту поездку.
Год нашему курсу тоже справляли у
Баталова. Но уже не на даче, а в
городской квартире мастера. Я взяла с
собой огромную коробку грильяжа в
шоколаде, которую мама прислала мне
из Одессы. Другие еще что-то принесли.
И мы очень весело посидели.
Кроме Баталова с нами занимались
Александр Всеволодович Кузнецов и
Борис Викторович Ардов. После
окончания первого курса Кузнецов
повез наш курс на БАМ. Мы
проехались с концертами по всей
китайской границе: Абакан, Чита,
Биробиджан. Александр Всеволодович
очень много со мной занимался. Я хоть
и приехала из Одессы, но даже не
ожидала, что могу играть комедии.
Александр Всеволодович «вскрыл»
мои одесские корни, давая исполнять
как раз не героинь, а характерные
смешные роли. Мы до сих пор с ним
дружим. Он готовил мою дочь Агнию к
поступлению во ВГИК.— Говорят, у
Алексея Баталова как у педагога есть
единственный недостаток: он
совершенно не помогает своим
ученикам после окончания вуза.
- Странно… Я даже никогда не
задумывалась об этом… Педагог не
обязан звонить режиссерам кино и
театров и предлагать им своих
студентов. Было бы странно, если бы
профессор литературы писал своему
бывшему ученику диссертацию.
Учитель дает знания, а вы уж сами их
применяйте. Я лично сама пробилась.
Светлана Сергеевна Дружинина
посмотрела наш дипломный спектакль
«Тень» по Шварцу. Увидела меня,
пригласила на пробы и как-то быстро
утвердила на роль Анастасии
Ягужинской. Так я попала в фильм
«Гардемарины, вперед!».
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ
— ОДИН из гардемаринов, Владимир
Шевельков, сказал, что его участие в
фильме было «актерским провалом».
Чем для вас были «Гардемарины»?
— Я знаю позицию Володи. Он с
малолетства снимался в кино, поэтому
на момент съемок «Гардемаринов» уже
не очень хотел работать актером.
У него проявилась режиссерская жилка.
Для меня роль Анастасии была первой
работой в кино, по ней меня запомнили
зрители. Поэтому какие у меня могут
быть претензии? «Гардемарины» — моя
гордость. Правда, тогда я делала то, что
мне показывала Светлана Дружинина.
— Мастера по речи в актерских вузах
говорят, что студентам сложнее всего
удается избавиться от южного говора.
Вы долго боролись со своим одесским
акцентом?
— Как ни странно, у меня вообще не
было никакого акцента. Педагоги даже
удивлялись этому факту. Школу я
заканчивала в театральном классе, где
нам преподавали не только актерское
мастерство, но и речь. Видимо, там
меня и поднатаскали.
— Вы родом из Одессы, но для
большинства зрителей ассоциируетесь с
Прибалтикой. Как вы оказались в
Литве?
— На втором курсе я вышла замуж за
студента ВГИКа режиссерского
факультета литовца Олегаса
Дитковскиса (его однокурсниками были
Тигран Кеосаян, Федор Бондарчук,
Саша Баширов, Бахтиер Худойназаров).
И после окончания института вместе с
мужем уехала в Вильнюс. Это еще был
Советский Союз, поэтому у меня не
было ощущения, что я что-то бросаю.
Существовала одна общая страна. И
всего за 15 рублей можно было легко
улететь из Москвы в Прибалтику и
обратно.
Я очень спокойно пережила переезд.
К концу съемок «Гардемарины, вперед!»
я уже была беременна Агнией. Картина
закончилась, я уехала в Литву. А уже
через три месяца после рождения
дочери пошла работать в русский театр
в Вильнюсе. Одно событие в жизни
следовало за другим, и не было времени
задуматься. К тому же мне очень помог
театр. Актерскую профессию я начала
осваивать сразу на практике. И
отработала в театре 13 лет.
— Вы входили в знаменитую компанию
московской «золотой» молодежи того
времени: Кеосаяна, Бондарчука,
Михалкова?
— Да. Всей дружной компанией мы
провожали в армию Тиграна Кеосаяна
и Федю Бондарчука. После первого года
обучения они решили пойти послужить
и, естественно, ушли с курса. Гуляли
мы на даче у Сергея Федоровича
Бондарчука. Теперь там живет Алена
Бондарчук, с которой мы — вот
переплетение судеб — сейчас играем
в одном спектакле. Естественно, Федя
Бондарчук хорошо знал отца моей
дочери.
«В ЛИТВЕ КИНО НЕТ»
— ТРИ года назад вы вернулись в
Россию. Отъезд из Литвы был бегством
от личных проблем или от неудач в
работе?
— С чего вы взяли? Не было никакого
бегства. В театре у меня были главные
роли, никаких проблем не существовало.
Кроме того, я организовала шесть
фестивалей «Русское кино», и в Литве
до сих пор спрашивают: «Где наша Таня?
Когда будет следующий фестиваль?» В
Вильнюсе осталась моя старая команда,
с которой я работала, и она готова вновь
подхватить это дело. Наверное, сделаю
еще один фестиваль. Меня любят в
Литве, считают своей. Приглашают на
вечера как литовскую знаменитость.
К моменту переезда в Россию я
разошлась со своим вторым мужем
Рокасом Раманаускасом. Снимала
квартиру, играла в театре. А в России
уже началось возрождение кино. Я
приезжала на съемки к Константину
Худякову, который меня начал у
говаривать: «Таня, возвращайся, ты
будешь востребована. Актрис твоего
возраста не хватает». Я приехала, сразу
попала в антрепризный спектакль.
Потом начала сниматься в одной
картине, другой… Скоро выйдет в
прокат новый фильм с моим участием
«Полное дыхание». Это как будто
возращение к хорошему советскому
кино. Сегодня на первом плане жесткач
и обилие компьютерной графики и
куда-то ушло основное, ради чего было
придумано кино, — истории людей. В
«Полном дыхании» у меня роль,
которую я, наверное, хотела исполнить
всю свою жизнь. В Литве у меня не
было бы таких возможностей.
— Как сегодня в Литве с кино?
— Никак. На Литовской киностудии
снимают картины американцы, поляки,
немцы. Студия хорошо оснащена
технически, но почему-то своих
кинорежиссеров мало и им почти не
дают возможности снимать.
— Елена Сафонова, выйдя замуж за
француза, потеряла ребенка. Актрисе не
разрешили вывезти сына из Франции.
У вас не было проблем с переездом
детей в Россию?
«Я вижу гармонию в отношениях Агнии
и Леши и радуюсь, что мой ребенок
счастлив»
— Естественно, первая реакция отцов
была негативной. Но я убедила их в
том, что для Агнии и Доминика в России
будет лучше. И здесь я смогу дать детям
больше, чем в Литве.
Отцы имеют такое же право видеть
своих детей, как и мать. Агния уже
взрослая и сама ездит к отцу. А
Доминика я вожу. Зимние и летние
каникулы он проводит в Литве с папой,
бабушкой и дедушкой.
— Чем сегодня занимаются отцы ваших
детей?
— Папа Агнии закончил режиссерский
факультет, но сейчас он — поэт-
песенник, довольно популярный в
Литве исполнитель. А Доминик —
потомственный театральный ребенок.
Его отец Рокас сейчас работает
режиссером. Дедушка и бабушка моего
бывшего мужа первыми закончили
ГИТИС в Москве во время войны. К
сожалению, дедушка умер, а бабушка до
сих пор работает в театре. Мама
Рокаса — очень хорошая театральная
актриса, папа, Ромуальдас
Раманаускас, — тоже актер. В России
его хорошо знают по советскому сериалу
«Долгая дорога в дюнах», где он играл
Рихарда. У меня хорошие отношения
и с Олегасом, и с Рокасом, и они всегд
в курсе наших с детьми событий.
«ДОЧЬ НЕ ТАНЦЕВАЛА СТРИПТИЗ»
— ПРЕДСТАВЛЯЮ, насколько сложно
было одной женщине с двумя детьми
устраивать жизнь в Москве.
Татьяна с мамой, дочкой Агнией и
сыном Домиником
— Мне очень помог мой двоюродный
брат, который давно живет в Москве.
Я сначала приехала и сняла квартиру.
Потом привезла детей. Договорилась со
школой для Агнии, нашла нянечку
Доминику. Конечно, само собой никогда
ничего не случается. Но мне в
общем-то повезло. Я сразу вошла в
работу, Агния пошла в школу.
— Правда, что Агния рыдала и
говорила, что хочет обратно в Литву?
— Не было такого. Единственное, когда
мы пришли в московский лицей и
Агнии выдали стопку книг на русском
языке, она расплакалась. Представьте
себе: ребенок семь лет отучился на
литовском языке и вдруг попал в
русскую школу. Конечно, было сложно.
Но у нее очень быстро все стало
получаться. По сравнению с Москвой
Вильнюс маленький город. И могло
случиться так, что Агнии бы здесь не
понравилось. В таком случае я сказала
бы: «Поезжай обратно». Я же не враг
своему ребенку. Но Агния здесь уже как
рыба в воде, говорит: «Я пустила
корни… Хочу здесь жить, учиться и
работать». Я вам скажу честно: если
моя дочь захочет, она может горы
свернуть.
— Внешне вы с Агнией очень похожи.
Характер ей тоже достался от вас?
— Она, конечно, очень на меня похожа.
Но Агния все-таки другой человек. И
что-то она взяла от своего отца. Агния
ранимее меня, и это объяснимо. Она
жила спокойной свободной жизнью, и
вдруг на нее резко обрушилась
узнаваемость, девочка стала читать о
себе небылицы в «желтых» газетах.
Поначалу Агния очень болезненно
реагировала на эти домыслы. Но я
постаралась ей объяснить, что не стоит
брать в голову всякую ерунду. Надо
отстраняться от слухов и сплетен и
жить нормальной жизнью.
Лично я чего только про себя не читала.
Как-то написали, будто на съемках
«Гардемаринов» я безумно влюбилась в
Сергея Жигунова и от горя уехала в
Америку. Подобная ерунда вызывает
у меня только смех. А вот когда чернят
моего ребенка, начинаю раздражаться.
Одна «желтая» газетенка написала,
будто Агния раньше танцевала
стриптиз. Видимо, посмотрели «Жару»,
увидели, как Агния танцует в кино, и
придумали, за что уцепиться. Причем
так тупо и банально.
Мы вместе с Агнией были в программе
у Андрея Малахова, а на съемках
присутствовала журналистка из той
самой газеты. Я спросила у Андрея,
можно ли мне воспользоваться
ситуацией, и сказала ей: «Знаете,
девушка, моя дочка никогда не
танцевала стриптиз». Очернить
человека можно за одну секунду. А
народ поверит, и потом попробуй
докажи ему правду.
«С ЧАДОВЫМИ ПОЧТИ РОДНЯ»
— ПОНЯТНО, почему сегодня столько
внимания к вашей дочери, — она
близкая подруга одного из секс-символов
отечественного кино Алексея Чадова.
Кстати, год назад я брала интервью у
братьев Чадовых, во время которого
ребята хором жаловались: «Ну где же
найти хороших девушек?»
— Агнии и Алексею повезло, что они
встретили друг друга. Действительно,
такие чувства — большая редкость.
Леша соответствует ее мечтам. Есть ли
у меня материнская ревность? Нет, в
данном случае она абсолютно нелепа.
Любовь, которая окружает сегодня мою
дочь, вызывает в ней радость. Если бы
она мучилась и страдала, как это часто
бывает, вот тогда я бы переживала. А я
вижу гармонию в их отношениях и
радуюсь, что мой ребенок счастлив. Вот
и хорошо. Недавно Агния была в Литве
и рассказала о Леше своему отцу.
Говорит, он тоже порадовался за нее.
— Странные вещи произошли на
съемках «Жары». Сюжет фильма вдруг
стал реальностью. Алексей Чадов
влюбился в Агнию. А его девушка, с
которой он дружил еще со школы и
которая играла в картине его
предыдущую подругу, ушла к своему
партнеру по фильму. Бондарчук с
Гигинейшвили стали провидцами?
— Все произошло совершенно
случайно… А может, это Божий
промысел? В «Жаре» я играла роль
Алешиной мамы. Когда пришла пора
снимать нашу с ним совместную сцену,
я уже знала, что произошло между моей
дочерью и этим парнем. Леша сразу
показался мне симпатичным и
порядочным человеком. И актер он
хороший.
— С мамой Алексея еще не
познакомились?
— Мы уже давно передаем друг другу
приветы, но встретиться пока никак не
получается. Наверное, скоро это
произойдет. Мы ведь уже практически
родня.
— После «Жары» Агнию завалили
предложениями о съемках?
— Предложения есть. Много зовут
сниматься в сериалах, но дочка
отказывается работать в «мыле».
По-моему, уже подписан контракт на
съемки в художественном фильме
вместе с Андреем Чадовым. Но главная
ее работа на сегодняшний день — это
учеба. Агния студентка ВГИКа.
— Про чувства Агнии говорите, а про
свои молчите… Правда, что вы и дочь
влюбились одновременно?
— У меня это случилось чуть раньше…
Мой супруг — оператор Дмитрий
Мишин. Мы вместе всего один год, но
такое ощущение, что уже десять лет.
Не потому, что устали друг от друга, а
потому, что личная жизнь протекает
очень насыщенно. По-настоящему. У
Димы отличные отношения с моим
сыном, он дружит с Агнией. Считаю,
мне очень повезло. Я же привыкла все
всегда тащить на своих плечах. А
оказывается, есть человек, который
может оградить меня от проблем. И
знаете, я стала чувствовать в себе
большие перемены. Всегда была таким
живчиком, крутилась, вертелась. А
сейчас мне хочется быть дома с семьей.
Что-нибудь готовить для близких.
— О да, Лютаева домашняя — это
что-то! — К нам за столик подсела
актриса и супруга Игоря Петренко
Екатерина Климова.
— Вот видите, и подруга говорит, что я
сильно изменилась.
— Вы дружите?
— А как же! Отдыхать вместе ездим, с
детьми выбираемся в музеи и на
выставки. Недавно ходили в
Пушкинский музей. Наши дети, между
прочим, любят друг друга. Катиной
дочке исполнилось пять лет, моему
Доминику — семь. Дети такие чувства
друг к другу проявляют, что нам с
Катей иногда даже не по себе
становится.